Проектная деятельность во внеклассной работе и на уроках изобразительного искусства.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. Именно в начальной школе формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми. Для осуществления этих задач необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Метод проектов я использую во внеклассной работе и на уроках изобразительного искусства.
Проектная деятельность способствует развитию следующих способностей у школьников:
коммуникативных, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с учителем, защиты в общении со сверстниками самых смелых идей;
личностных: развитие фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций;
социальных: способности к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других;
В зависимости от сложности темы проекта по продолжительности это мини – проекты или краткосрочные, выполняются в течение 2 – 3 уроков.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть коллаж, коллективная работа, выставка, иллюстрации к сказке и т.д.
Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день или всего на несколько часов.
Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, с помощью учителя).
Цель проектной деятельности – получение такого результата, который может быть как социально, так и личностно значим.
Социальный характер проявляется в том, что работа окружающим нравится и практически используется, например, в оформлении класса, школы или дома.
Использование метода проектов на уроках ИЗО.
Творческий проект "Фруктовый натюрморт" для учащихся 2 классов во внеурочной деятельности.
Цели проекта
1. Создать условия для творческого самовыражения каждого ребёнка.
2. Познакомить учащихся с жанром живописи натюрморт.
3. Усвоить основные теоретические понятия (основные и дополнительные цвета, центральная композиция, равновесие, контраст).
4. Ознакомить учащихся на практике со средствами композиции в художественном произведении и различными техниками: работы по сырой бумаге, аппликация в изобразительной деятельности.
Задачи проекта
1. Выяснить какие бывают натюрморты.
2. Познакомиться с работами, выполненными в жанре натюрморт.
3. Выполнить работу группой 3 – 4 человек.
4. Подготовить небольшие сообщения о видах натюрморта.
Актуальность проекта
Приобретённые знания и навыки помогут учащимся творчески работать на занятиях, нацеленных на развитие познавательно—интеллектуального потенциала детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства.
Оборудование
Материалы для создания натюрморта:
Формат А3 для каждой группы, альбомы, ножницы, клей, гуашь, акварель, кисти разных размеров (№ 1 – 24).
Вопросы проекта
- Натюрморт жанр живописи.
- Виды натюрмортов в искусстве.
- Способы выполнения композиции
Тип проекта
- По количеству участников - групповой
- По продолжительности - краткосрочный (3 занятия)
- По типу деятельности - творческий
- По количеству предметов - межпредметный (окружающий мир, изобразительное искусство)
Предполагаемые продукты проекта
- Подборка сообщений о видах натюрморта.
- Коллективная работа в технике аппликации.
1 этап
Мотивационный
На этом этапе детям была поставлена задача найти из разных источников ответы на следующие вопросы:
- Что такое натюрморт?
- Какие бывают виды натюрморта?
- К какому виду изобразительного искусства относится натюрморт?
2 этап
Планирование
План работы:
1. Познакомиться с жанром натюрморт – подготовить сообщение.
2. Разделить объем работы в группе (кто будет рисовать фрукты, блюдо ли поднос).
3. Выполнить элементы общей композиции.
4. Закончить коллективную работу методом аппликации.
5. Украсить кабинет ИЗО натюрмортами.
3 этап
Знакомство с жанром натюрморт
4 этап
Рисование элементов общей композиции, используя технику работы по сырой бумаге.
5 этап
Выполнение общей композиции методом аппликации.
6 этап
Представление проекта.
Работы размещены на школьной доске. Каждая группа представила свою работу и небольшое сообщение о видах натюрморта.
7 этап
Рефлексивный этап
После представления проекта ребятам предложено обсудить проделанную работу:
- Что больше всего понравилось при подготовке проекта?
- С какими трудностями вы столкнулись?
- Понравилась ли вам работа с непостоянными группами?
Вывод
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он в данный момент работал, и для всего коллектива, и для учителя. Дети учились работать в команде, договариваться между собой, находить не стандартные решения. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Никто не остался равнодушен к проделанной работе.
Примеры творческих проектов по изобразительному искусству.
Тема проекта "Фруктовый натюрморт».
Внеклассная работа учащихся 2 классов. Работа группой.
Тема проекта «Корзина с грибами».
Внеклассная работа учащихся 2 классов. Работа группой.
Тема проекта «Новогодний карнавал».
Внеклассная работа учащихся 2 класс. Коллективная работа.
Тема проекта "Осенний букет".
Внеклассная работа учащихся 2 классов. Работа парой.
2 класс.
Тема проекта "Краски осени".
Коллаж. Коллективная работа учащихся 5 классов.
Тема проекта "Сказочные домики"
Работа группой учащихся 3 класса.
Тема проекта "Подводный мир"
Коллективная работа учащихся 1 класса
|